28 июля
Выпускница бакалавриата ФИБС Ксения Бобкович: «Нет нерешаемых задач, а надежные друзья – твоя сила!»
Выпускница направления «Биотехнические системы и технологии» (БТС) Ксения Бобкович рассказала о своем пути в мир науки и о том, как знания, полученные в ЛЭТИ, стали для нее ключевыми в построении успешной карьеры.– Почему при поступлении Вы выбрали СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и, в частности, направление БТС?– Мой выбор вуза и направления «Биотехнические системы и технологии» факультета информационно-измерительных и биотехнических систем (ФИБС) был продиктован стремлением найти идеальный баланс между моими академическими интересами и склонностями, а также возможностью реализовать себя в перспективной области на стыке наук. С одной стороны, у меня есть искренний интерес к биологии. Однако я осознаю, что чистая биология, особенно ее направления, глубоко связанные с химией (биохимия, молекулярная биология), – это не совсем моя стихия. Химия дается мне сложнее, и я не чувствую в ней такого же сильного влечения, как к пониманию биологических систем в целом. С другой стороны, у меня ярко выраженная тяга к техническим наукам. Меня привлекает логика, точность, конструирование, работа с аппаратурой, программирование, решение прикладных инженерных задач. Физика, математика, электроника, информатика – эти области мне ближе и понятнее, чем углубленная химия. А выбранная мной специальность позволяет мне развиваться в том направлении, которое мне нравится.– Оправдались ли Ваши предположения относительно учебы и выбранной специальности?– Да, мои предположения не просто оправдались – они значительно превзошли ожидания. Ключевую роль в этом сыграл уникальный педагогический состав нашей кафедры. Преподаватели не просто передавали фундаментальные знания – они буквально жили актуальными задачами и непосредственно участвовали в развитии самых современных направлений биотехнических систем в России. Учиться у людей, которые сами являются авторами ключевых разработок в области медицинской аппаратуры (томографы, кардиографы), нейроинтерфейсов, биосенсоров или систем обработки биосигналов – это невероятная ценность. Их опыт, основанный на реальных проектах и исследованиях мирового уровня, превращал лекции и практические занятия в окно в мир инноваций. Именно их преданность делу и глубокий вклад в прогресс отрасли стали основой того, что учеба оказалась не только глубокой и интересной, но и дала четкое понимание динамики и перспектив этой стремительно развивающейся области.– Какой Вам вспоминается студенческая жизнь?– Больше всего запомнилось, как приходилось совмещать учебу, работу и науку. Помню, как за одну неделю нужно было закрыть все предметы досрочно, а на следующей — уже ехать по командировкам, объезжая несколько городов России. Этот ритм был очень напряженным, но именно такие моменты и вспоминаются ярче всего.– Как складывается Ваш профессиональный путь?– Сейчас я работаю программистом в двух местах, связанных с медициной. В частной клинике пишу программы, которые помогают врачам в работе – автоматизируют рутину, упрощают документооборот, в общем, делают их труд эффективнее. В Федеральном научно-образовательном центре медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта я разрабатываю программы с использованием нейронных сетей (ИИ). Они тоже помогают оптимизировать разные процессы, например, в работе с данными пациентов или планировании реабилитации. Также какое-то время вела занятия по программированию для школьников в школе при ЛЭТИ.– Какие навыки, полученные в ЛЭТИ, помогают Вам в работе?– Честно говоря, практически все, что дал ЛЭТИ, сейчас работает на меня – и не только сугубо профессиональные знания. Конечно, фундаментальные вещи вроде математики, программирования, теории систем или специфики биотехнических систем – это база, без которой я бы просто не смогла писать программы для врачей или разрабатывать нейронные сети для реабилитации. Но не менее важными оказались те навыки, которые развивались между делом, в процессе учебы и проектов. Умение работать в команде, которое оттачивалось на бесчисленных курсовых и лабораторных, способность быстро находить, анализировать и применять нужную информацию – это ежедневная рутина, особенно когда сталкиваешься с новыми технологиями или сложными данными в медицине. И, пожалуй, главное – это выработанная в ЛЭТИ привычка разбираться в абсолютно неизвестных вещах, «делать что-то, даже если сначала вообще ничего не понимаешь». Этот навык самообучения и решения нестандартных задач – мой главный козырь в динамичном мире IT, где постоянно появляются новые вызовы.– Кто из преподавателей университета оказал на Вас наибольшее влияние?– Сложно выбрать одного – каждый преподаватель помог по-своему. Кто-то отлично объяснял сложную теорию, кто-то ставил интересные практические задачи по проектам, а кто-то просто здорово рассказывал про современные технологии в биомедицине и вдохновлял. Особенно благодарна своему научному руководителю – Юлдашеву Зафару Мухамедовичу. Он научил меня глубоко разбираться в деталях и не бросать сложные задачи.– Какой самый важный урок дал Вам ЛЭТИ?– Главный урок ЛЭТИ прост: нет нерешаемых задач, а надежные друзья – твоя сила. Университет на практике показал, что любая проблема – от сложного проекта до аврала перед сессией – берется упорством: разбивай на части, ищи информацию, пробуй снова. И еще важнее – люди рядом. Те, с кем ночами разбирали лабораторные работы, выручали друг друга и делились последним кофе. Без этой поддержки и веры в общий результат было бы в разы тяжелее.– Опишите ЛЭТИ пятью словами-ассоциациями.– Знания, друзья, лаборатории, рост и учеба.– Какие качества важны для специалиста Вашего направления?– Во-первых, аналитический ум – чтобы разбирать сложные задачи по оптимизации процессов. Во-вторых, смекалка – медицинские системы часто требуют нестандартных решений. Обязательна организованность. Ну и без любознательности никуда – технологии быстро меняются, нужно постоянно учиться новому. Ну и конечно, умение объяснять сложное простыми словами – без этого не получится нормально работать с врачами и пациентами.– Расскажите, пожалуйста, будущим студентам, почему стоит поступать на ФИБС?– Если хочешь работать на стыке технологий и биологии – это идеальное место. Здесь дают не просто теорию, а учат решать реальные задачи. Преподаватели – практики, которые сами создают инновации. А главное – после выпуска ты не просто «человек с дипломом», а специалист, которого ждут в клиниках и научных центрах.